Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Калиново Программа развития школьной библиотеки на 2024 – 2026 годы «Современный школьный информационно-библиотечный центр» № п/п 1 Вопросы Название программы 2 Юридический адрес 3 Контакты 4 Нормативноправовая база программы 5 6 Основные разработчики программы Исполнители программы 7 Сроки и этапы реализации программы 8 Цели 9 Задачи 1. Паспорт проекта Краткое описание Проект программы развития школьной библиотеки МБОУ СОШ п. Калиново 624186, Свердловская область, Невьянский район, поселок Калиново, улица Ленина, дом 25 +7 34370 7 34 03 1. «Закон об образовании РФ». 2. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года 3. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Педагог - библиотекарь Администрация, педагоги, учащиеся, родители. 1 этап – разработка программы: 2 полугодие 2024 года 2 этап - реализация и корректировка программы: 2024-2026 годы. 3 этап - подведение итогов, корректировка, перспективы: второе полугодие 2026 года. Создание условий для успешной социализации школьников в информационном обществе 1.Оказание качественных библиотечно информационных услуг. 2. Организация взаимодействия с педагогическим коллективами родителями в развитии читательской компетентности школьников. 3. Совершенствование материально – 1 10 Направления деятельности 11 Ожидаемые результаты реализации программы 12 Система контроля исполнения программы технической базы библиотеки. 1. Развитие социальной направленности работы деятельности библиотеки. 2. Создание единого информационного пространства. 3. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнерами 1. Повышение качества организации библиотечно – информационного обслуживания читателей. 2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к информационным ресурсам. 3. Улучшение комплектования библиотечного фонда. 4. Повышение читательской компетенции детей и подростков. 5. Укрепление материально- технической базы 6. Повышение ИКТ - компетентности библиотекаря. Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, аналитические справки. 2. Актуальность Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки. 3. Миссия школьной библиотеки: - библиотека – это информационный центр. - библиотека рассматривается, как культурно - досуговый центр. Библиотека должна подстраиваться под интересы, настроение того контингента пользователей, который у нее есть. Она может быть и культурным центром, и досуговым центром, и информационным центром. Так как нужно пользователям в данный момент. Можно говорить о специальной миссии школьной библиотеки, если рассмотреть понятие «миссия школьной библиотеки», если само понятие «миссия» достаточно 2 широко. Понятие «миссия» состоит в том, что она ориентирует в едином направлении интересы и ожидания людей, которые во- первых воспринимают библиотеку изнутри, то есть сами библиотекари и которые воспринимают библиотеку из вне, то есть администрация школы, читатели библиотеки. Приход в новую школу Интернет - технологий изменил и ее образовательные цели. Теперь они в основном направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Модернизации школьного образования сопутствует изменение информационно-библиотечных услуг, расширение и усложнение функций школьных библиотек. Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников. Главная цель – создание необходимых условий для обеспечения школ своевременной, достоверной и полной информацией. Школьная библиотека должна входить в единое библиотечно - информационное пространство. 4. Основные цели библиотеки: 1. Обеспечение прав обучающихся на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами; 2. Создание единого информационно-образовательного пространства; 3. Организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации; 4. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей; 5. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей; 6. Организация досуга, связанного с чтением и межличностным общением в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся; 7. Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг; 5. Функции школьной библиотеки: - информационная поддержка учебного процесса (обеспечение учащихся и учителей учебной и методической литературой); - научная организация фондов и обработка документов (библиографическое описание документов, их классификация, техническая обработка, - оформление и расстановка фондов, ведение каталогов и картотек); - деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению: 3 читательские конференции, книжные выставки, обзоры литературы, библиотечные беседы и др.); - мероприятия в помощь развитию информационной грамотности пользователей (библиотечные уроки); - комплектование фондов; - ведение учетной и планово-отчетной документации. Библиотека выполняет функции информационного, образовательного и культурного учреждения. При этом каждый тип библиотеки отличается специфическим соотношением этих функций и решаемыми в этой связи задачами. 6. Информационная справка о школьной библиотеке 1. Дата создания библиотеки: 1956 год 2. Помещение библиотеки находится на 1 этаже, книгохранилище (читальный зал) – на 1 этаже. 3. Общая площадь – 100 м2. 4. Режим работы: 8.30- 15.00, методический день – вторник, выходной день – суббота, воскресенье 5. Кадровое обеспечение: 0,5 ставки – педагог - библиотекарь. 6. Техническое оснащение, его использование: 1компьютер с выходом в Интернет. Есть книгохранилище для учебного фонда и читальный зал. 7. Объем и состав фонда: основной – 11 950 экз. из них: - учебники – 5 128 экз., - художественная литература – 6 426 экз 8. Количество читателей: 214 чел. Из них: Учащихся – 167 Учителей – 19 9. Количество посещений: 1 020 10. Количество книговыдач: 4 340 11. Состав читателей: учащиеся, педагоги. жители населенного пункта. 12. Используемые формы работы: массовые мероприятия, часы информации, уроки мужества, литературные праздники, читательские конференции и т.д.); книжные выставки, рекомендательные списки. 13. Взаимодействие с другими учреждениями: с библиотекой населенного пункта - посещение мероприятий. 14. Взаимодействие с педагогами-предметниками в совместных проектах: с учителями русского языка и литературы, истории. 7. Цели и задачи программы Цель: Создание условий для успешной социализации школьников информационном обществе. Задачи: 1. Оказание качественных библиотечно - информационных услуг. в 4 2. Организация взаимодействия с педагогическим коллективами, родителями в развитии читательской компетентности школьников. 3. Совершенствование материально – технической базы библиотеки. Решить эти задачи возможно за счет создания информационно – библиотечного центра, который будет выполнять следующие функции: 1. Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса. 2. Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием, как ресурсов, так и библиотек. 3. Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры. 4. Досуговую – содействовать содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки. Создание в школе ИБЦ позволит обеспечить учащихся, учителей и родителей качественными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания. 8. Основные направления программы развития школьной библиотеки 1) Развитие социальной направленности работы библиотеки Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки возможно в результате активного взаимодействия с другими участниками образовательных отношений. Такое сотрудничество позволит активировать работу школы в социуме. Расширение возможности библиотеки для организации духовно - нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации программы воспитания. Позиционирование школьной библиотеки как социально ориентированного учреждения осуществляется: в рамках муниципальных социальных программ; проведением школьных, муниципальных и областных акций по продвижению чтения; реализацией просветительских программ дополнительного образования. 2) Создание единого информационного пространства Создание единого информационного пространства – необходимость сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать активное участие в управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование. Такое положение позволит ей стать одним из центральных звеньев в построении информационной структуры школы. Ключевым фактором успеха в становлении нового качества является активное использование библиотекой новых технологий. Движение в этом направлении призвано пополнить новым содержанием образовательные программы, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников раннего возраста, обеспечить инновационное развитие самой библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими 5 библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально-техническое оснащение библиотеки. 3) Корпорация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнерами Переход библиотеки к корпоративному сотрудничеству позволит более рационально использовать имеющиеся ресурсы и существенно расширить круг профессиональных связей. Корпоративные проекты и сотрудничество приведут к единению технологических, технических, информационных и других средств в целях создания новых и эффективного использования уже имеющихся информационных ресурсов. Такими партнерами, в первую очередь, являются библиотеки школ муниципалитета, библиотеки населенных пунктов. Корпоративное сотрудничество с библиотеками других школ планируется осуществлять по следующим направлениям: а) сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными, б) координация работы по использованию новых образовательных технологий, в)использование ИКТ для совершенствования деятельности школьных библиотек; г)реализация совместных проектов развития. 9. Программные мероприятия по развитию библиотеки Содержание Срок Прогнозируемый Исполнитель мероприятий исполнения результат Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки Организация встреч с Педагог Повышение статуса 1 активными ежегодно библиотекарь школы. читателями школы Повышение читательской Организация культуры читательских школьников. Рост конференций, Педагог количества выдач 2 литературных регулярно библиотекарь книг и праздников, игр, посещаемости конкурсов для библиотеки. учащихся школы. Повышение интереса к чтению Создание единого информационного центра Эффективное Активное внедрение использование в в процесс Педагог повседневной 1 информационно – 2024 - 2026 библиотекарь практике коммуникативных информационнотехнологий коммуникационных № 6 технологий. 2 3 Информационная поддержка и информационное сопровождение педагогов в освоении и внедрении развивающихся образовательных технологий (проектноисследовательских, технологий. Информационная поддержка инновационных образовательных программ, реализуемых школой 2024 - 2026 2024 - 2026 Педагог библиотекарь Активное освоение и использование педагогами современных образовательных технологий. Педагог библиотекарь Успешная реализация инновационных образовательных программ Педагог – библиотекарь, 2024 - 2026 главный бухгалтер, директор 100% обеспеченность 4 учащихся учебниками из ФПУ Наличие Создание комфортных благоприятных Педагог – условий для работы 5 условий для работы с 2024 - 2026 библиотекарь с информационными информационными источниками источниками Наличие пакета документов о Разработка пакета школьном документов о информационно – школьном Педагог библиотечном 6 2024 - 2025 информационно – библиотекарь центре. Создание библиотечном школьного центре. информационно – библиотечного центра Расширение возможности библиотеки для организации духовно – нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации программы воспитания. 1 Проведение классных регулярно Педагог – Повышение Заключение договоров на поставку учебной литературы. 7 2 часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно – нравственное, гражданско – патриотическое воспитание школьников Участие в разработке программы воспитания, в работе методического объединения классных руководителей. библиотекарь, классные руководители, заместитель директора, советник директора по воспитанию регулярно Педагог – библиотекарь эффективности воспитательной работы с учащимися Повышение эффективности воспитательной работы. 10. Необходимые ресурсы и источники финансирования. Основным источником финансирования программы являются средства бюджета Невьянского городского округа. 11. Текущий контроль и оценка результатов. В ходе решения задач Программы развития школьной библиотеки как информационного центра руководством школы запланировано систематическое осуществление текущего контроля работы; проведение статистического анализа с целью выявления тенденций развития; ежегодное оценивание работы по всем основным направлениям текущего планирования, с целью определения: - выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели программы развития библиотеки, учебного плана школы в целом; - удовлетворяются ли потребности школьного сообщества; - существует ли возможность реагировать на изменение потребностей; - достаточно ли ресурсное обеспечение; - рентабельны ли эти направления. 12. Возможные трудности и риски: 1) Финансовые затраты; 2) НЕсоответствие площади помещений библиотеки (медиатеки) и ее возрастающим функциям. 13. Ожидаемые результаты: 1) Повышение качества организации библиотечно - информационного обслуживания читателей. 8 2) Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам. 3) Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов. 4) Повышение читательской компетентности детей и подростков. 5) Укрепление материально-технической базы. 6) Повышение уровня ИКТ - компетентности сотрудников библиотеки. 7) Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно; на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры; на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях; на предоставление читателям свободного бесплатного доступа к сети Интернет, эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного; на организацию и поддержку различных форм культурного обмена, обеспечивающих рост взаимопонимания взаимоуважения различных наций и народностей; на организацию совместной работы учащихся и учителей. 9