Программа развития школьной библиотеки на 2024 - 2026 годы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Калиново
Программа развития школьной библиотеки
на 2024 – 2026 годы
«Современный школьный информационно-библиотечный центр»
№ п/п
1

Вопросы
Название
программы

2

Юридический
адрес

3

Контакты

4

Нормативноправовая база
программы

5
6

Основные
разработчики
программы
Исполнители
программы

7

Сроки и этапы
реализации
программы

8

Цели

9

Задачи

1. Паспорт проекта
Краткое описание
Проект программы развития школьной
библиотеки МБОУ СОШ п. Калиново
624186, Свердловская область, Невьянский
район, поселок Калиново, улица Ленина, дом
25
+7 34370 7 34 03
1. «Закон об образовании РФ».
2. Стратегия развития библиотечного дела в
Российской Федерации на период до 2030
года
3. Федеральный закон «О защите детей от
информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию»
Педагог - библиотекарь
Администрация, педагоги, учащиеся,
родители.
1 этап – разработка программы: 2 полугодие
2024 года
2 этап - реализация и корректировка
программы: 2024-2026 годы.
3 этап - подведение итогов, корректировка,
перспективы: второе полугодие 2026 года.
Создание условий для успешной
социализации школьников в
информационном обществе
1.Оказание качественных библиотечно информационных услуг.
2. Организация взаимодействия с
педагогическим коллективами родителями в
развитии читательской компетентности
школьников.
3. Совершенствование материально –
1

10

Направления
деятельности

11

Ожидаемые
результаты
реализации
программы

12

Система контроля
исполнения
программы

технической базы библиотеки.
1. Развитие социальной направленности
работы деятельности библиотеки.
2. Создание единого информационного
пространства.
3. Кооперация и интеграция деятельности
школьной библиотеки с различными
партнерами
1. Повышение качества организации
библиотечно – информационного
обслуживания читателей.
2. Обеспечение широкого доступа
учащихся, преподавателей и родителей к
информационным ресурсам.
3. Улучшение комплектования
библиотечного фонда.
4. Повышение читательской компетенции
детей и подростков.
5. Укрепление материально- технической
базы
6. Повышение ИКТ - компетентности
библиотекаря.
Мониторинг, анализ документов,
наблюдение, анкетирование, аналитические
справки.

2. Актуальность
Школа, будучи базовым элементом образовательной системы,
достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот
процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их
новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают
собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития.
Успешность деятельности и достижение заданного результата системой
школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития
школьной библиотеки.
3. Миссия школьной библиотеки:
- библиотека – это информационный центр.
- библиотека рассматривается, как культурно - досуговый центр.
Библиотека должна подстраиваться под интересы, настроение того
контингента пользователей, который у нее есть. Она может быть и
культурным центром, и досуговым центром, и информационным центром.
Так как нужно пользователям в данный момент. Можно говорить о
специальной миссии школьной библиотеки, если рассмотреть понятие
«миссия школьной библиотеки», если само понятие «миссия» достаточно
2

широко. Понятие «миссия» состоит в том, что она ориентирует в едином
направлении интересы и ожидания людей, которые во- первых
воспринимают библиотеку изнутри, то есть сами библиотекари и которые
воспринимают библиотеку из вне, то есть администрация школы, читатели
библиотеки. Приход в новую школу Интернет - технологий изменил и ее
образовательные цели. Теперь они в основном направлены на формирование
и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору,
анализу и представлению информации. Модернизации школьного
образования сопутствует изменение информационно-библиотечных услуг,
расширение и усложнение функций школьных библиотек. Школьная
библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит
чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления
школьного образования, информационным центром для учителей.
Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и
сложными запросами учителей-предметников.
Главная цель – создание необходимых условий для обеспечения школ
своевременной, достоверной и полной информацией. Школьная библиотека
должна входить в единое библиотечно - информационное пространство.
4. Основные цели библиотеки:
1. Обеспечение прав обучающихся на свободное и бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами;
2. Создание единого информационно-образовательного пространства;
3. Организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания
всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного
доступа к информации;
4. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающихся, развитии их творческих способностей;
5. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их
культурных и языковых особенностей;
6. Организация досуга, связанного с чтением и межличностным общением в
условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных
психофизических, национальных особенностей обучающихся;
7. Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг;
5. Функции школьной библиотеки:
- информационная поддержка учебного процесса (обеспечение
учащихся и учителей учебной и методической литературой);
- научная организация фондов и обработка документов
(библиографическое описание документов, их классификация, техническая
обработка,
- оформление и расстановка фондов, ведение каталогов и картотек);
- деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и
проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению:
3

читательские конференции, книжные выставки, обзоры литературы,
библиотечные беседы и др.);
- мероприятия в помощь развитию информационной грамотности
пользователей (библиотечные уроки);
- комплектование фондов;
- ведение учетной и планово-отчетной документации.
Библиотека выполняет функции информационного, образовательного и
культурного учреждения. При этом каждый тип библиотеки отличается
специфическим соотношением этих функций и решаемыми в этой связи
задачами.
6. Информационная справка о школьной библиотеке
1. Дата создания библиотеки: 1956 год
2. Помещение библиотеки находится на 1 этаже, книгохранилище
(читальный зал) – на 1 этаже.
3. Общая площадь – 100 м2.
4. Режим работы: 8.30- 15.00, методический день – вторник, выходной день –
суббота, воскресенье
5. Кадровое обеспечение: 0,5 ставки – педагог - библиотекарь.
6. Техническое оснащение, его использование: 1компьютер с выходом в
Интернет. Есть книгохранилище для учебного фонда и читальный зал.
7. Объем и состав фонда: основной – 11 950 экз. из них:
- учебники – 5 128 экз.,
- художественная литература – 6 426 экз
8. Количество читателей: 214 чел.
Из них:
Учащихся – 167
Учителей – 19
9. Количество посещений: 1 020
10. Количество книговыдач: 4 340
11. Состав читателей: учащиеся, педагоги. жители населенного пункта.
12. Используемые формы работы: массовые мероприятия, часы информации,
уроки мужества, литературные праздники, читательские конференции и т.д.);
книжные выставки, рекомендательные списки.
13. Взаимодействие с другими учреждениями: с библиотекой населенного
пункта - посещение мероприятий.
14. Взаимодействие с педагогами-предметниками в совместных проектах: с
учителями русского языка и литературы, истории.
7. Цели и задачи программы
Цель:
Создание условий для успешной социализации школьников
информационном обществе.
Задачи:
1. Оказание качественных библиотечно - информационных услуг.

в

4

2. Организация взаимодействия с педагогическим коллективами, родителями
в развитии читательской компетентности школьников.
3. Совершенствование материально – технической базы библиотеки. Решить
эти задачи возможно за счет создания информационно – библиотечного
центра, который будет выполнять следующие функции:
1. Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности
учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг;
формирование информационной культуры всех участников образовательного
процесса.
2. Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение
информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с
использованием, как ресурсов, так и библиотек.
3. Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их
к ценностям отечественной и мировой культуры.
4. Досуговую – содействовать содержательному проведению свободного
времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.
Создание в школе ИБЦ позволит обеспечить учащихся, учителей и родителей
качественными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.
8. Основные направления программы развития школьной библиотеки
1) Развитие социальной направленности работы библиотеки
Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки
возможно в результате активного взаимодействия с другими участниками
образовательных отношений. Такое сотрудничество позволит активировать
работу школы в социуме. Расширение возможности библиотеки для
организации духовно - нравственного воспитания и сотрудничества с
классными руководителями и другими педагогами школы в реализации
программы воспитания. Позиционирование школьной библиотеки как
социально ориентированного учреждения осуществляется: в рамках
муниципальных
социальных
программ;
проведением
школьных,
муниципальных и областных акций по продвижению чтения; реализацией
просветительских программ дополнительного образования.
2) Создание единого информационного пространства
Создание единого информационного пространства – необходимость
сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать активное участие в
управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на
образование. Такое положение позволит ей стать одним из центральных
звеньев в построении информационной структуры школы. Ключевым
фактором успеха в становлении нового качества является активное
использование библиотекой новых технологий. Движение в этом
направлении призвано пополнить новым содержанием образовательные
программы, внедрять новые формы и методы организации деятельности
школьников раннего возраста, обеспечить инновационное развитие самой
библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими
5

библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего,
необходимо достаточное материально-техническое оснащение библиотеки.
3) Корпорация и интеграция деятельности школьной библиотеки с
различными партнерами
Переход библиотеки к корпоративному сотрудничеству позволит более
рационально использовать имеющиеся ресурсы и существенно расширить
круг профессиональных связей. Корпоративные проекты и сотрудничество
приведут к единению технологических, технических, информационных и
других средств в целях создания новых и эффективного использования уже
имеющихся информационных ресурсов. Такими партнерами, в первую
очередь, являются библиотеки школ муниципалитета, библиотеки
населенных пунктов. Корпоративное сотрудничество с библиотеками других
школ планируется осуществлять по следующим направлениям:
а) сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными,
б) координация работы по использованию новых образовательных
технологий,
в)использование ИКТ для совершенствования деятельности школьных
библиотек;
г)реализация совместных проектов развития.
9. Программные мероприятия по развитию библиотеки
Содержание
Срок
Прогнозируемый
Исполнитель
мероприятий
исполнения
результат
Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки
Организация встреч с
Педагог Повышение статуса
1 активными
ежегодно
библиотекарь школы.
читателями школы
Повышение
читательской
Организация
культуры
читательских
школьников. Рост
конференций,
Педагог количества выдач
2 литературных
регулярно
библиотекарь книг и
праздников, игр,
посещаемости
конкурсов для
библиотеки.
учащихся школы.
Повышение
интереса к чтению
Создание единого информационного центра
Эффективное
Активное внедрение
использование в
в процесс
Педагог повседневной
1 информационно –
2024 - 2026
библиотекарь практике
коммуникативных
информационнотехнологий
коммуникационных
№

6

технологий.

2

3

Информационная
поддержка и
информационное
сопровождение
педагогов в освоении
и внедрении
развивающихся
образовательных
технологий
(проектноисследовательских,
технологий.
Информационная
поддержка
инновационных
образовательных
программ,
реализуемых школой

2024 - 2026

2024 - 2026

Педагог библиотекарь

Активное освоение
и использование
педагогами
современных
образовательных
технологий.

Педагог библиотекарь

Успешная
реализация
инновационных
образовательных
программ

Педагог –
библиотекарь,
2024 - 2026 главный
бухгалтер,
директор

100%
обеспеченность
4
учащихся
учебниками из
ФПУ
Наличие
Создание
комфортных
благоприятных
Педагог –
условий для работы
5 условий для работы с 2024 - 2026
библиотекарь с
информационными
информационными
источниками
источниками
Наличие пакета
документов о
Разработка пакета
школьном
документов о
информационно –
школьном
Педагог библиотечном
6
2024 - 2025
информационно –
библиотекарь центре. Создание
библиотечном
школьного
центре.
информационно –
библиотечного
центра
Расширение возможности библиотеки для организации духовно –
нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и
другими педагогами школы в реализации программы воспитания.
1 Проведение классных регулярно Педагог –
Повышение
Заключение
договоров на
поставку учебной
литературы.

7

2

часов и других
внеклассных
мероприятий,
направленных на
духовно –
нравственное,
гражданско –
патриотическое
воспитание
школьников
Участие в разработке
программы
воспитания, в работе
методического
объединения
классных
руководителей.

библиотекарь,
классные
руководители,
заместитель
директора,
советник
директора по
воспитанию

регулярно

Педагог –
библиотекарь

эффективности
воспитательной
работы с
учащимися

Повышение
эффективности
воспитательной
работы.

10. Необходимые ресурсы и источники финансирования.
Основным источником финансирования программы являются средства
бюджета Невьянского городского округа.
11. Текущий контроль и оценка результатов.
В ходе решения задач Программы развития школьной библиотеки как
информационного
центра
руководством
школы
запланировано
систематическое осуществление текущего контроля работы; проведение
статистического анализа с целью выявления тенденций развития; ежегодное
оценивание работы по всем основным направлениям текущего планирования,
с целью определения:
- выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные
цели программы развития библиотеки, учебного плана школы в целом;
- удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;
- существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;
- достаточно ли ресурсное обеспечение;
- рентабельны ли эти направления.
12. Возможные трудности и риски:
1) Финансовые затраты;
2) НЕсоответствие площади помещений библиотеки (медиатеки) и ее
возрастающим функциям.
13. Ожидаемые результаты:
1) Повышение качества организации библиотечно - информационного
обслуживания читателей.
8

2) Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и
родителей к глобальным информационным ресурсам.
3) Улучшение комплектования и обеспечение безопасности
библиотечных фондов.
4) Повышение читательской компетентности детей и подростков.
5) Укрепление материально-технической базы.
6) Повышение уровня ИКТ - компетентности сотрудников библиотеки.
7) Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей
на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно; на
доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры; на
интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях; на
предоставление читателям свободного бесплатного доступа к сети Интернет,
эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том
числе дистанционного; на организацию и поддержку различных форм
культурного
обмена,
обеспечивающих
рост
взаимопонимания
взаимоуважения различных наций и народностей; на организацию
совместной работы учащихся и учителей.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».