Рабочая программа Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению

Грамотный читатель.
Обучение смысловому чтению
Рабочая программа внеурочной деятельности
для начальной школы
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению» предназначена для реализации на начальном уровне образования и
составлена

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Примерной
основной образовательной программой начального общего образования (ПООП НОО).
Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.
Внеурочная

деятельность

как

часть

целостного

образовательного

и

воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения
(личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных
действий и, в итоге, на всестороннее развитие личности ребёнка.
Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников,
чтение занимает особое место. В ПООП НОО смысловое чтение определяется как
общеучебное универсальное действие: «…смысловое чтение как осмысление цели чтения
и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации».
Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной
деятельности вообще. Её качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено
содержание текста, его смысл. Главными целями смыслового чтения можно назвать
максимально полное и точное понимание содержания и его последующее осмысление.
Владение ребенком смысловым чтением — залог развития его устной речи и следующий
ступени — речи письменной.

1

Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель.
Обучение смысловому чтению» — формирование у обучающихся полноценного
устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.
Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны:
смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения
как отдельных слов, так и текста в целом.
Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в
устную,

то

есть

зрительное

восприятие

текста,

его

распознавание,

устное

воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики, в первую очередь,
скорость и точность.
Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы —
полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе
их активной учебной деятельности.
Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста
и предполагает несколько этапов.
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев
(их

внешность,

речевая

характеристика,

поступки,

их

мотивы),

определение

последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с
опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности:
работа

над

художественной

деталью,

анализ

языка

произведения

—

средств

выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения,
идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную
работу, направленную на развитие:
— дыхания;
— артикуляционного аппарата;
— дикции;
— интонационного строя речи.
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей
младшего школьного возраста. Основная форма организации внеурочной деятельности по
курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» — кружок познавательной
2

направленности.

Занятия

кружка

имеют

комплексный

характер

и

включают

разнообразные виды деятельности детей — познавательные, практические, поисковые,
игровые:
1. Познавательная деятельность:
— познавательные беседы;
— познавательные игры;
— дискуссии;
— дидактический театр;
— экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем
цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).
3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим
проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное
чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).
Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится
сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были
записаны профессиональными актёрами с соблюдением всех необходимых условий,
определяемых дидактическими задачами.
Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной
и групповой работы.
При разработке программы учтены требования международных исследований
РIRLS и PISA.
Программа может реализовываться в сочетании с учебниками литературного
чтения образовательных систем «Школа России», «Перспектива», а также другими УМК.

3

Результаты освоения курса
Первый год обучения
Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми
словами) осознанного и правильного чтения вслух с

учётом индивидуальных

возможностей.
Воспринимать

фактическое

содержание

текста,

осмысливать,

излагать

фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами
из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в
беседе по прочитанному.
Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения
под руководством учителя.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
восстанавливать

последовательность

событий

в

произведении.

Воспроизводить

содержание текста по плану под руководством взрослого.
Характеризовать

героя

произведения,

давать

элементарную

оценку

(положительная / отрицательная и почему) его поступкам.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.

Второй год обучения
Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми
словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении,
уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей
текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее,
выборочное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного
текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной
форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому
содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно
определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или
прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить портретные характеристики героев. Пересказывать повествовательный текст
4

(подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования
(вопросный, номинативный).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать
героев одного произведения по заданным критериям.
Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание,
сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства
языка в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словарей.

Третий год обучения
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и
выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты,
соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения
(изучающее, выборочное, ознакомительное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного
текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на
вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера;
участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под
руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять
план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно,
выборочно, сжато).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев
произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для
сравнения.
Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение,
эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные
средства языка в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации.
5

Четвёртый год обучения
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и
выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты,
соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам
чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое).
Воспринимать фактическое содержание художественного, научно-познавательного
и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в
устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать
вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать
в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём
рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание
пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой
ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный,
номинативный, цитатный).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного
произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также
самостоятельно определять критерии для сравнения.
Находить

в

тексте

средства

художественной

выразительности

(метафора,

олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в
речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки
прочитанного.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации.

6

Примерное тематическое планирование
№
занятия

Страницы
пособия

Тема

Количество
часов
Первый год обучения (20 ч)
Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь».
1
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь»

1

6–7

2

8–9

Стихотворение В. Степанова «Что мы
Родиной зовём». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения В.
Степанова «Что мы Родиной зовём»

1

3

10–11

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»

1

4

12–14

Научно-познавательные тексты «Белый
медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к
чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и
белый медведи»

1

5

15–19

Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с
сосной»

1

7

Виды деятельности
обучающихся
Прогнозирование содержания стихотворения.
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ средства художественной
выразительности: сравнение. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие интонационного строя речи.
Выразительное чтение стихотворения. Взаимная
оценка
Прогнозирование содержания стихотворения.
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ идейного содержания.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Выразительное
чтение стихотворения. Взаимная оценка
Анализ содержания сказки. Творческое задание:
придумать свой финал сказки. Словарная работа
Анализ содержания научно-познавательных
текстов. Сравнение текстов разных типов.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Выразительное чтение
сказки по ролям. Взаимная оценка
Анализ содержания сказки. Определение главной
мысли сказки. Восстановление
последовательности событий. Логические

6–7

19–21

Научно-познавательный текст В.
Сивоглазова «Вечнозеленые растения».
Готовимся читать по ролям чувашскую
сказку «Почему зелёные ёлка с сосной»

2

8

22–25

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к
выразительному чтению рассказа Н.
Сладкова «Рыцарь»

1

9–10

26–32

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»

2

11

33–34

Научно-познавательный текст «Эхо».
Готовимся к выразительному чтению
рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо»

1

12

35–37

Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к
чтению по ролям рассказа В. Осеевой
«Сторож»

1

13

38–40

Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся
к постановке рассказа В. Осеевой

1
8

упражнения
Сравнение художественного и научнопознавательного текстов. Извлечение
необходимой информации из научнопознавательного текста. Развитие технической
стороны чтения. Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение по ролям отрывка сказки
Актуализация знаний об авторе.
Прогнозирование содержания произведения.
Анализ содержания рассказа. Анализ средства
художественной выразительности: описание.
Определение главной мысли рассказа. Развитие
технической стороны чтения. Выразительное
чтение отрывка рассказа.
Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану.
Выявление и обсуждение средства
художественной выразительности: описания
Сравнение художественного и научнопознавательного текстов. Извлечение нужной
информации из научно-познавательного текста.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Выразительное чтение
отрывка из рассказа. Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе.
Анализ содержания рассказа. Словарная работа.
Формирование нравственной оценки поступков
героев рассказа. Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Выразительное
чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка
Анализ содержания рассказа. Составление плана
текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка.

«Навестила»

14

41–43

Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к
постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»

1

15

44–49

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»

1

Экскурсия в библиотеку

1

16
17

49–50

Готовимся к постановке рассказа В.
Драгунского «Англичанин Павля»

1

18

51–53

Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился»

1

19

54

Готовимся к чтению по ролям рассказа Л.
Каминского «Как Петя ленился»

1

9

Формирование нравственной оценки поступков
героев рассказа. Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Инсценировка
отрывка из рассказа
Анализ содержания рассказа. Составление плана
текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка.
Формирование нравственной оценки поступков
героев рассказа. Восстановление
последовательности событий рассказа.
Составление вопросов к тексту. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Инсценировка отрывка из рассказа.
Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Прогнозирование содержания
произведения. Анализ содержания рассказа.
Словарная работа. Логические упражнения
Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге.
Поиск нужной информации в словаре
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Инсценировка
рассказа
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Прогнозирование содержания
произведения. Анализ содержания рассказа.
Определение главной мысли рассказа.
Характеристика героя. Логические упражнения
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Выразительное

Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!!
Ура!!!». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения А. Рахимова
«Каникулы!!! Ура!!!»

20

55–56

1

1

58–59

2

60–61

Стихотворение Г. Ладонщикова «С добрым
утром!». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения Г. Ладонщикова «С
добрым утром!»

1

3–5

62–67

Удмуртская сказка «Березка-красавица»

3

6

68

Готовимся к чтению по ролям сказки
«Берёзка-красавица»

1

Второй год обучения (34 часа)
Стихотворение И. Асеевой «С Днём знаний». 1
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения И. Асеевой «С Днём знаний»

10

чтение рассказа по ролям
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Определение главной мысли
стихотворения. Словарная работа. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие интонационного строя речи.
Выразительное чтение стихотворения. Взаимная
оценка
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Анализ средств художественной
выразительности: эпитеты, метафора. Словарная
работа. Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Выразительное
чтение стихотворения. Взаимная оценка
Прогнозирование названия произведения
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Словарная работа. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие интонационного строя речи.
Выразительное чтение стихотворения.
Формирование эмоциональной оценки сказки.
Анализ сюжета. Составление плана и подготовка
к пересказу. Характеристика героев. Анализ
нравственного содержания сказки. Определение
главной мысли. Логические упражнения.
Словарная работа
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Сопровождающее

7–8

69–72

Китайская сказка «Жадный Ча»

2

9

72–73

Научно-познавательный текст «Дракон».
Готовимся к выразительному чтению сказки
«Жадный Ча»

1

10–11

74–77

Чувашская сказка «Откуда взялась река»

2

Экскурсия в библиотеку

1

Готовимся к постановке сказки «Откуда
взялась река»

1

Занятие в компьютерном классе

1

Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок»

1

12

13

78

14

15

79–81

11

чтение. Выразительное чтение по ролям.
Взаимная оценка
Формирование эмоциональной оценки сказки.
Анализ сюжета. Составление плана и подготовка
к пересказу. Анализ нравственного содержания
сказки. Определение главной мысли. Творческое
задание: придумать свой финал сказки.
Составление вопросов к сказке
Составление вопросов к научнопознавательному тексту. Развитие технической
стороны чтения. Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного строя речи.
Сопровождающее чтение. Выразительное чтение
отрывка из сказки. Взаимная оценка
Анализ сюжета сказки. Анализ нравственного
содержания сказки. Составление плана и
подготовка к пересказу. Словарная работа
Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск
словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск
нужной информации в словарях и
энциклопедиях
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Сопровождающее
чтение. Игра «Читаем цепочкой». Инсценировка
сказки. Взаимная оценка
Поиск нужной информации в сети Интернет.
Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru,
www.academic.ru (словари и энциклопедии);
www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru,
www.potomy.ru (энциклопедии для школьников)
Актуализация знаний об авторе.

Научно-познавательный текст «Пауксеребрянка»
Готовимся к выразительному чтению
рассказа Н. Сладкова «Воздушный замок»

1

84–87

Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни»

2

20

87–88

Готовимся к чтению по ролям рассказа
Николая Сладкова «Болтливые окуни»

1

21

89–90

Рассказ В. Осеевой «Долг»

1

22

91

Готовимся к чтению по ролям рассказа В.
Осеевой «Долг»

1

23

92

Рассказ В. Осеевой «Картинки»

1

16

81–82

17

82–83

18–19

1

12

Прогнозирование содержания произведения.
Формирование эмоциональной оценки рассказа.
Анализ сюжета рассказа. Выявление и анализ
средств художественной выразительности:
описание, сравнение. Словарная работа
Сопоставление художественного и научнопознавательного текстов. Словарная работа
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Игра «Читаем
цепочкой». Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение рассказа. Взаимная
оценка
Анализ сюжета рассказа. Анализ нравственного
содержания рассказа. Словарная работа.
Определение главной мысли рассказа
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Сопровождающее
чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное
чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка
Анализ нравственного содержания рассказа.
Составление вопросов к рассказу. Творческое
задание: придумать свой финал рассказа.
Словарная работа. Определение главной мысли
рассказа
Развитие технической стороны чтения. Развитие
интонационного строя речи. Сопровождающее
чтение. Выразительное чтение рассказа по
ролям. Взаимная оценка
Анализ нравственного содержания рассказа.
Формирование эмоциональной оценки рассказа.

24

93

Подготовка к выразительному чтению
рассказа В. Осеевой «Картинки»

1

25–26

94–95

Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя»

2

27

96

Подготовка к чтению по ролям рассказа Л.
Каминского «Послушный Петя»

1

28

97

Стихотворение И. Бродского «История
двойки»

1

29

98

Готовимся к выразительному чтению
стихотворения И. Бродского «История
двойки»

1

30–32

99–103

Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»

3

13

Словарная работа. Определение главной мысли
рассказа.
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Сопровождающее чтение. Выразительное чтение
рассказа по ролям
Актуализация знаний об авторе. Формирование
эмоциональной оценки рассказа. Анализ
средства художественной выразительности:
описание и сравнения. Анализ содержания.
Работа над художественным приёмом
(омофоны). Словарная работа
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Чтение рассказа по ролям. Взаимная
оценка
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Анализ нравственного
содержания стихотворения. Формулирование
главной мысли.
Прогнозирование содержания произведения.
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе. Анализ сюжета
рассказа. Характеристика героев рассказа.
Анализ нравственного содержания рассказа.
Словарная работа. Определение главной мысли

33

104

Подготовка к чтению по ролям отрывка
рассказа В. Голявкина «Вот что интересно!»

1

34

105–106

Стихотворение З. Письман «В летние
каникулы». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения З. Письман «В летние
каникулы»

1

1

6-7

2–3

8–9

Третий год обучения (34 урока)
Стихотворение А. Усачёв «1 сентября».
1
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «1 сентября»

Стихотворение П. Синявского «Родная
песенка». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения «Родная песенка»

2

14

рассказа. Составление плана и подготовка к
пересказу. Составление вопросов к рассказу
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение по ролям.
Взаимная оценка
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Выявление средств
художественной выразительности: сравнения.
Составление своих сравнений. Словарная работа.
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Сопровождающее чтение. Выразительное чтение
стихотворения
Прогнозирование содержания произведения.
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Словарная работа. Полисемия
слов. Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная оценка
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Анализ средств художественной
выразительности: свёрнутые сравнения
(метафоры). Словарная работа. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Игры: «Читаем цепочкой», «Кто

4–7

10-25

Рассказ А. Пантелеева «Главный инженер».
Готовимся к чтению по ролям отрывка из
рассказа «Главный инженер»

4

8–9

25–27

Готовимся к чтению по ролям отрывка из
рассказа А. Пантелеева «Главный инженер»

2

10–11

28–29

Тайская сказка «Птица-болтунья».
Готовимся к выразительному чтению сказки
«Птица-болтунья»

2

12

30–31

Китайская сказка «Олени и пёс»

1

13–15

31

Научно-познавательный текст «Скорость
бега животных». Готовимся к
выразительному чтению сказки «Олени и
пёс»

3

Занятие в компьютерном классе

1

16

15

дальше?», «Читаем перевёрнутый текст».
Выразительное чтение стихотворения.
Анализ содержания рассказа. Определение
главной мысли. Прогнозирование развития
сюжета. Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем
цепочкой» и «Читаем одновременно».
Выразительное чтение по ролям отрывка из
рассказа
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение по ролям
отрывка из рассказа. Словарная работа.
Озаглавливание частей рассказа. Подготовка к
пересказу. Определение главной мысли
Анализ содержания сказки. Составление
вопросов к сказке. Развитие технической
стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра
«Марш — пауза». Выразительное чтение сказки.
Взаимная оценка
Прогнозирование содержания произведения.
Анализ содержания сказки и мотивов её героев.
Характеристика героев. Определение главной
мысли сказки
Чтение научно-познавательного текста
«Скорость бега животных». Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Игра «Марш — пауза». Выразительное
чтение сказки. Взаимная оценка
Поиск нужной информации в сети Интернет.
Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru,
www.academic.ru (словари и энциклопедии);

17–19

33–35

20

Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках».
Готовимся к выразительному чтению
рассказа «Домики на ножках»

3

Экскурсия в библиотеку

1

21–23

36–42

Рассказ Скребицкого Г. «Любитель песни»

3

24–25

42–43

Научно-познавательный текст «Тюлень».
Готовимся к чтению по ролям отрывка из
рассказа «Любитель песни»

2

26

44–45

Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры
Серёжкина»

1
16

www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru,
www.potomy.ru (энциклопедии для школьников)
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания рассказа.
Анализ использованных автором средств
эмоционального воздействия. Выявление средств
художественной выразительности: сравнения.
Работа со справочниками или Интернетом для
поиска нужной информации. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Игра «Читаем одновременно».
Выразительное чтение рассказа. Взаимная
оценка
Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге.
Поиск нужной информации в словаре
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания рассказа.
Анализ использованных автором средств
эмоционального воздействия и художественной
выразительности: описания. Словарная работа.
Озаглавливание частей рассказа. Составление
плана рассказа. Восстановление
последовательности событий
Анализ содержания научно-познавательного
текста. Формулирование оценки. Выявление,
чего не хватает в научно-познавательном тексте.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игры «Читаем
цепочкой» и «Читаем одновременно». Чтение по
ролям отрывка из рассказа. Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Прогнозирование содержания

27–29

45–46

Учебный текст «Как определить падеж
имени существительного?». Готовимся к
постановке рассказа Л. Каминского «Падежи
Юры Серёжкина»

3

30

47-49

Рассказ Н. Носова «Заплатка»

1

31–32

50

Готовимся к выразительному чтению
рассказа Н. Носова «Заплатка»

2

33–34

51

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы».
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «Каникулы»

2

1

54–55

произведения. Формирование эмоциональной
оценки рассказа. Анализ содержания рассказа.
Прогнозирование дальнейшего развития
событий.
Чтение учебного текста. Применение на
практике знаний, полученных из учебного
текста. Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?».
Инсценировка рассказа «Падежи Юры
Серёжкина»
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания рассказа и
подготовка к пересказу. Составление плана
текста. Характеристика героев
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра
«Читаем цепочкой». Выразительное чтение
рассказа. Взаимная оценка
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Словарная работа. Создание
новых слов по образцу. Развитие технической
стороны чтения. Соревнование по произнесению
скороговорок. Взаимная оценка.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная оценка

Четвёртый год обучения (34 часа)
Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее
1
Анализ содержания стихотворения. Словарная
чудо». Готовимся к выразительному чтению
работа. Анализ средств художественной
стихотворения «Осеннее чудо»
выразительности. Развитие технической стороны
17

2

56–57

3

4–5

58

6

7

62

Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок».
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «Рисунок»

1

Занятие в компьютерном классе

1

Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом
колоколе»

2

Экскурсия в библиотеку

1

Готовимся к выразительному чтению
отрывка из «Сказки о большом колоколе»

1

18

чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Формирование эмоциональной
оценки стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем
цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем
перевёрнутый текст». Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная оценка
Поиск нужной информации в сети Интернет.
Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru,
www.academic.ru (словари и энциклопедии);
www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru,
www.potomy.ru (энциклопедии для школьников)
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания рассказа.
Поиск в тексте необходимой информации.
Анализ средств художественной
выразительности: описание, метафора.
Словарная работа. Определение темы и главной
мысли рассказа
Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск
словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск
нужной информации в словарях и
энциклопедиях
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игры «Читаем
цепочкой» и «Читаем одновременно».
Выразительное чтение отрывка из сказки.
Взаимная оценка

8–11

63–77

Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер»

4

12

77

Готовимся к выразительному чтению
отрывка из рассказа «Фюнфкиндер»

1

13

78–79

«Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка

1

14–15

80–81

Научно-познавательный текст «Воробей».
Готовимся к выразительному чтению
отрывка из сказки «Воробей-весельчак»

2

16–17

82–86

Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся»

2

18

87

Готовимся к выразительному чтению

1
19

Анализ содержания рассказа. Анализ средств
художественной выразительности. Поиск в
тексте необходимой информации. Подготовка к
пересказу. Формирование и осмысление
эмоциональной оценки поступков героев
рассказа. Озаглавливание частей рассказа.
Характеристика героев рассказа, наблюдение за
изменениями в их характере и поведении на
протяжении повествования. Словарная работа
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игры «Читаем
цепочкой». Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение отрывка из рассказа.
Взаимная оценка
Характеристика героев сказки. Поиск в тексте
главной мысли сказки. Словарная работа
Сравнение художественного и научнопознавательного текстов. Развитие технической
стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры
«Марш — пауза». Сопровождающее чтение.
Чтение по ролям отрывка из сказки. Взаимная
оценка
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания рассказа.
Анализ средств художественной
выразительности. Характеристика героев
рассказа. Определение темы и главной мысли
рассказа. Словарная работа. Критическое
осмысление выводов, сделанных автором.
Составление плана текста и подготовка к его
пересказу
Развитие технической стороны чтения.

рассказа «Когда мы смеёмся»

19

88–90

Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи»

1

29–21

90–91

Научно-познавательный текст «Ёрш».
Готовимся к выразительному чтению
рассказа «Подводные ежи»

2

22–24

92–95

Стихотворение Тима Собакина «Подводная
песня». Научно-познавательные тексты
«Акулы» и «Медузы»

3

25–26

96

Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «Подводная песня»

2

27–28
29–30

97–102
102

Рассказ А. Саломатова «Его последний день» 2
Готовимся к выразительному чтению
2
отрывка из рассказа «Его последний день»

20

Сопровождающее чтение. Игры «Читаем
одновременно». Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение отрывка рассказа.
Взаимная оценка.
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Прогнозирование содержания
рассказа. Формирование и осмысление
эмоциональной оценки рассказа. Анализ
средства художественной выразительности:
описание. Словарная работа. Составление плана
и подготовка к пересказу
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игры «Читаем
цепочкой» и «Читаем одновременно».
Выразительное чтение рассказа. Взаимная
оценка
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Сравнение стихотворения и
научно-познавательных текстов. Поиск
информации в энциклопедии или в Интернете о
планктоне и медузах
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?».
Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Взаимная оценка
Анализ содержания рассказа. Словарная работа.
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра
«Читаем цепочкой». Выразительное чтение
отрывка из рассказа

31–32

103–104

Стихотворение В. Капустиной «Обиженный
портфель». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения «Обиженный
портфель»

2

33–34

105–106

Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет
лето». Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «Чем пахнет лето»

2

21

Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Анализ средств художественной
выразительности: олицетворение. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное
чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Развитие технической стороны
чтения. Соревнование по произнесению
скороговорок. Взаимная оценка.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение
стихотворения наизусть. Взаимная оценка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».