ФГОС СОО Литература (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
10-11 КЛАСС
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и
мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Метапредметныерезультаты освоения основной образовательной программы
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
–
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и
подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более)
основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения
действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их
характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную
выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической
значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или
трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония,
сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
–
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное
восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
–
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

–
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
–
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения;
серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
–
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
–
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
–
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
–
об историко-культурном подходе в литературоведении;
–
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
–
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
–
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в
общемировой и отечественной культуре;
–
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см.
таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу традиции
особое место в школьном преподавании русской литературы.
Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие биографии
имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список содержит примеры тех
произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается
составителем программы.
Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по
определенному принципу (теоретико- или историко-литературному). Конкретного автора и
произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает
составитель программы. Данный список определяет содержание модулей, которые строятся вокруг
важных смысловых точек литературного процесса. Те авторы, произведения которых попали также в
Список В, здесь снабжены дополнительным списком рекомендуемых к изучению произведений, не
повторяющим произведения из списка В.
Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков:

Поэзия середины и второй половины XIX века

Реализм XIX–ХХ века

Модернизм конца XIX – ХХ века

Литература советского времени

Современный литературный процесс

Мировая литература XIX–ХХ века

Родная (региональная) литература
Такое деление, не совпадающее в полной мере с традиционным делением на историколитературные периоды, предложено для того, чтобы в рамках изучения каждого из блоков можно
было создавать условия для формирования историзма восприятия литературного процесса, проводя
сопоставительное рассмотрение произведений, созданных в разные периоды, но объединенных
близостью творческого метода (например, «реализм»), литературного направления (например,
«модернизм»), культурно-исторической эпохи (например, «советское время») и т.п. Если творчество
того или иного автора может быть рассмотрено сразу в нескольких блоках, рекомендуемые к
изучению его произведения указываются лишь в одном из них, а в остальных имя автора помечено
астериском*.
Список А
Список В
Список С
Ф.И. Тютчев
Поэзия середины и второй
Стихотворения: «К. Б.» («Я
половины XIX века
встретил вас – и все былое...»), Ф.И. Тютчев
«Нам не дано предугадать…»,
«День и ночь», «Есть в осени
«Не то, что мните вы,
первоначальной…», «Еще в
природа…», «О, как
полях белеет снег…»,
убийственно мы любим...»,
«Предопределение», «С
«Певучесть есть в морских
поляны коршун поднялся…»,
волнах…», «Умом Россию не
«Фонтан», «Эти бедные
понять…», «Silentium!» и др.
селенья…» и др.
А.А. Фет
А.А. Фет
Стихотворения: «Еще майская Стихотворения: «На стоге сена
ночью южной…», «Одним
ночь», «Как беден наш язык!
толчком согнать ладью
Хочу и не могу…», «Сияла
живую…».
ночь. Луной был полон сад.
А.К. Толстой
Лежали…», «Учись у них – у
Стихотворения: «Средь
дуба, у березы…», «Шепот,
робкое дыханье…», «Это утро, шумного бала, случайно…»,
«Край ты мой, родимый
радость эта…», «Я пришел к

Н.А. Некрасов Поэма «Кому
на Руси жить хорошо»

А.Н. Островский Пьеса
«Гроза»

И.А. Гончаров Роман
«Обломов»
И.С. Тургенев Роман «Отцы и
дети»

Ф.М. Достоевский Роман
«Преступление и наказание»

тебе с приветом…», «Я тебе
ничего не скажу…» и др.
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «Блажен
незлобивый поэт…», «В
дороге», «В полном разгаре
страда деревенская…»,
«Вчерашний день, часу в
шестом…», «Мы с тобой
бестолковые люди...», «О
Муза! я у двери гроба…»,
«Поэт и Гражданин»,
«Пророк», «Родина», «Тройка»,
«Размышления у парадного
подъезда», «Элегия» («Пускай
нам говорит изменчивая
мода...»),
Поэма «Русские женщины»
А.Н. Островский
Пьеса «Бесприданница»

И.А. Гончаров
Роман «Обыкновенная
история»
И.С. Тургенев
Роман «Дворянское гнездо»

Ф.М. Достоевский
Романы «Подросток», «Идиот»
М.Е. Салтыков-Щедрин
Романы «История одного
города», «Господа Головлевы»
Цикл «Сказки для детей
изрядного возраста»
Н.С. Лесков (ГОС-2004 – 1 пр.
по выбору)
Повести и рассказы «Человек
на часах», «Тупейный
художник», «Левша»,
«Очарованный странник»,
«Леди Макбет Мценского
уезда»

край...», «Меня, во мраке и в
пыли…», «Двух станов не
боец, но только гость
случайный…» и др.
Н.А. Некрасов
«Внимая ужасам войны…»,
«Когда из мрака
заблужденья…», «Накануне
светлого праздника»,
«Несжатая полоса», «Памяти
Добролюбова», «Я не люблю
иронии твоей…»

Реализм XIX – XX века
А.Н. Островский
«Доходное место», «На всякого
мудреца довольно простоты»,
«Снегурочка», «Женитьба
Бальзаминова»
Н.А. Добролюбов
Статья «Луч света в темном
царстве»
Д.И. Писарев
Статья «Мотивы русской
драмы»
И.А. Гончаров
Повесть «Фрегат «Паллада»,
роман «Обрыв»
И.С. Тургенев
Романы «Рудин», «Накануне»,
повести «Первая любовь»,
«Гамлет Щигровского уезда»,
«Вешние воды», статья
«Гамлет и Дон Кихот»
Ф.М. Достоевский
Повести «Неточка Незванова»,
«Сон смешного человека»,
«Записки из подполья»
А.В. Сухово-Кобылин
«Свадьба Кречинского»
В.М. Гаршин
Рассказы «Красный цветок»,
«Attalea princeps»
Д.В. Григорович
Рассказ «Гуттаперчевый
мальчик» (оригинальный
текст), «Прохожий»
(святочный рассказ)
Г.И. Успенский

Л.Н. Толстой Роман-эпопея
«Война и мир»
А.П. Чехов
Пьеса «Вишневый сад»

М. Горький
Пьеса «На дне»

А.А. Блок

Эссе «Выпрямила». Рассказ
«Пятница»
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?»
Статьи «Детство и отрочество.
Сочинение графа Л.Н.
Толстого. Военные рассказы
графа Л.Н. Толстого»,
«Русский человек на rendezvous. Размышления по
прочтении повести г.
Тургенева «Ася»
Л.Н. Толстой
Роман «Анна Каренина», цикл Л.Н. Толстой
«Севастопольские рассказы», Повести «Смерть Ивана
Ильича», «Крейцерова соната»,
повесть «Хаджи-Мурат»
пьеса «Живой труп»
А.П. Чехов
Рассказы: «Смерть чиновника», А.П. Чехов
Рассказы «Душечка»,
«Тоска», «Спать хочется»,
«Студент», «Ионыч», «Человек «Любовь», «Скучная история»,
пьеса «Дядя Ваня».
в футляре», «Крыжовник», «О
В.А. Гиляровский
любви», «Дама с собачкой»,
Книга «Москва и москвичи» //
«Попрыгунья»
Другие региональные
Пьесы «Чайка», «Три сестры»
произведения о родном городе,
И.А. Бунин
крае
Стихотворения: «Аленушка»,
«Вечер», «Дурман», «И цветы, И.А. Бунин
Рассказы: «Лапти», «Танька»,
и шмели, и трава, и
«Деревня», «Суходол», «Захар
колосья…», «У зверя есть
Воробьев», «Иоанн Рыдалец»,
гнездо, у птицы есть нора…»
«Митина любовь». Статья
Рассказы: «Антоновские
«Миссия русской эмиграции»
яблоки», «Господин из СанА.И. Куприн
Франциско», «Легкое
Рассказы и повести: «Молох»,
дыхание», «Темные аллеи»,
«Олеся», «Поединок»,
«Чистый понедельник»
«Гранатовый браслет»,
М. Горький
«Гамбринус», «Суламифь».
Рассказы: «Макар Чудра»,
«Старуха Изергиль», «Челкаш» М. Горький
Рассказ «Карамора», романы
«Мать», «Фома Гордеев»,
«Дело Артамоновых»
Б.Н. Зайцев
Повести и рассказы «Голубая
звезда», «Моя жизнь и Диана»,
«Волки».
И.С. Шмелев
Повесть «Человек из
ресторана», книга «Лето
Господне».
М.М. Зощенко*
А.И.Солженицын*
В.М. Шукшин*
В.Г. Распутин*
В.П. Астафьев*
А.А. Блок
Модернизм конца XIX – ХХ

Поэма «Двенадцать»

Стихотворения: «В ресторане»,
«Вхожу я в темные храмы…»,
«Девушка пела в церковном
хоре…», «Когда Вы стоите на
моем пути…», «На железной
дороге», цикл «На поле
Куликовом», «Незнакомка»,
«Ночь, улица, фонарь,
аптека…», «О, весна, без конца
и без краю…», «О доблестях, о
подвигах, о славе…», «Она
пришла с мороза…»;
«Предчувствую Тебя. Года
проходят мимо…»,
«Рожденные в года глухие…»,
«Россия», «Русь моя, жизнь
моя, вместе ль нам маяться…»,
«Пушкинскому Дому»,
«Скифы»

века
А.А. Блок
Стихотворения: «Ветер принес
издалека…», «Встану я в утро
туманное…», «Грешить
бесстыдно, непробудно…»,
«Мы встречались с тобой на
закате…», «Пляски осенние,
Осенняя воля, Поэты,
«Петроградское небо мутилось
дождем…», «Я – Гамлет.
Холодеет кровь», «Я отрок,
зажигаю свечи…», «Я
пригвожден к трактирной
стойке…». Поэма
«Соловьиный сад»
Л.Н. Андреев
Повести и рассказы: «Большой
шлем», «Красный смех»,
«Рассказ о семи повешенных»,
«Иуда Искариот», «Жизнь
Василия Фивейского».
Пьеса «Жизнь человека»
В.Я. Брюсов Стихотворения:
«Ассаргадон», «Грядущие
гунны», «Есть что-то позорное
в мощи природы...»,
«Неколебимой истине...»,
«Каменщик», «Творчество»,
«Родной язык». «Юному
поэту», «Я»
К.Д. Бальмонт
Стихотворения:
«Безглагольность», «Будем как
солнце, Забудем о том...»
«Камыши», «Словахамелеоны», «Челн томленья»,
«Я мечтою ловил уходящие
тени…», «Я – изысканность
русской медлительной
речи...»
А.А. Ахматова*
О.Э. Мандельштам*
Н.С. Гумилев Стихотворения:
«Андрей Рублев», «Жираф»,
«Заблудившийся трамвай», «Из
логова змиева», «Капитаны»,
«Мои читатели», «Носорог»,
«Пьяный дервиш»,
«Пятистопные ямбы»,
«Слово», «Слоненок», «У
камина», «Шестое чувство», «Я
и вы»
В.В. Маяковский*

А.А. Ахматова
Поэма «Реквием»

В.В. Хлебников
Стихотворения «Бобэоби
пелись губы…», «Заклятие
смехом», «Когда умирают кони
– дышат…», «Кузнечик», «Мне
мало надо», «Мы желаем
звездам тыкать…», «О
достоевскиймо бегущей
тучи…», «Сегодня снова я
пойду…», «Там, где жили
свиристели…», «Усадьба
ночью, чингисхань…»
М.И. Цветаева*, С.А.
Есенин*, В.В. Набоков*, И.Ф.
Анненский,, К.Д. Бальмонт,
А. Белый, В.Я. Брюсов,
М.А. Волошин, Н.С. Гумилев,
Н.А. Клюев, И. Северянин,
Ф.К. Сологуб, В.В.
Хлебников, В.Ф. Ходасевич
А.А. Ахматова
Литература советского
Стихотворения: «Вечером»,
времени
«Все расхищено, предано,
А.А. Ахматова
продано…», «Когда в тоске
«Все мы бражники здесь,
самоубийства…», «Мне ни к
блудницы…», «Перед весной
чему одические рати…»,
бывают дни такие…», «Родная
«Мужество», «Муза» («Когда я земля», «Творчество», «Широк
ночью жду ее прихода…».) «Не и желт вечерний свет…», «Я
с теми я, кто бросил землю…», научилась просто, мудро
«Песня последней встречи»,
жить…».
«Сероглазый король», «Сжала
«Поэма без героя»
руки под темной вуалью…»,
С.А. Есенин
«Смуглый отрок бродил по
«Клен ты мой опавший…»,
аллеям…»
«Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Нивы сжаты,
С.А. Есенин
рощи голы…», «Отговорила
Стихотворения: «Гой ты, Русь
роща золотая…», «Мы теперь
моя родная…», «Да! Теперь
уходим понемногу…», «Русь
решено. Без возврата…», «До
советская», «Спит ковыль.
свиданья, друг мой, до
Равнина дорогая…», «Я
свиданья!..», «Не жалею, не
обманывать себя не стану…».
зову, не плачу…», «Песнь о
собаке», «Письмо к женщине», Роман в стихах «Анна
Снегина». Поэмы:
«Письмо матери», «Собаке
«Сорокоуст», «Черный
Качалова», «Шаганэ ты моя,
Шаганэ…», «Я последний поэт человек»
В.В. Маяковский
деревни…»
Стихотворения: «Адище
В.В. Маяковский
города», «Вам!», «Домой!»,
Стихотворения: «А вы могли
бы?», «Левый марш», «Нате!», «Ода революции»,
«Прозаседавшиеся», «Разговор
«Необычайное приключение,
с фининспектором о поэзии»,
бывшее с Владимиром
«Уже второй должно быть ты
Маяковским летом на даче»,
легла…», «Юбилейное».
«Лиличка!», «Послушайте!»,
Поэма: «Про это»
«Сергею Есенину», «Письмо

Татьяне Яковлевой», «Скрипка
и немножко нервно»,
«Товарищу Нетте, пароходу и
человеку», «Хорошее
отношение к лошадям»
Поэма «Облако в штанах»,
«Первое вступление к поэме
«Во весь голос»
М.И. Цветаева
Стихотворения: «Генералам
двенадцатого года», «Мне
нравится, что вы больны не
мной…», «Моим стихам,
написанным так рано…», «О
сколько их упало в эту
бездну…», «О, слезы на
глазах…». «Стихи к Блоку»
(«Имя твое – птица в руке…»),
«Тоска по родине! Давно…»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…», «Мы
живем под собою не чуя
страны…», «Я вернулся в мой
город, знакомый до слез…», «Я
не слыхал рассказов
Оссиана…», «Notre Dame»
Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Быть
знаменитым некрасиво…», «Во
всем мне хочется дойти…»,
«Гамлет», «Марбург», «Зимняя
ночь», «Февраль. Достать
чернил и плакать!..»
Е.И. Замятин Роман «Мы»

М.А. Булгаков
Повесть «Собачье сердце»
Романы «Белая гвардия»,
«Мастер и Маргарита»
А.П. Платонов.
Рассказы и повести: «В
прекрасном и яростном мире»,
«Котлован», «Возвращение»
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон»

М.И. Цветаева
Стихотворения: «Все повторяю
первый стих…», «Идешь, на
меня похожий», «Кто создан из
камня…», «Откуда такая
нежность», «Попытка
ревности», «Пригвождена к
позорному столбу»,
«Расстояние: версты, мили…»
Очерк «Мой Пушкин»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Айя-София»,
«За гремучую доблесть
грядущих веков…», «Лишив
меня морей, разбега и
разлета…», «Нет, никогда
ничей я не был
современник…», «Сумерки
свободы», «Я к губам подношу
эту зелень…»
Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Август»,
«Давай ронять слова…»,
«Единственные дни»,
«Красавица моя, вся стать…»,
«Июль», «Любимая – жуть!
Когда любит поэт…», «Любить
иных – тяжелый крест…»,
«Никого не будет в доме…»,
«О, знал бы я, что так
бывает…», «Определение
поэзии», «Поэзия», «Про эти
стихи», «Сестра моя – жизнь и
сегодня в разливе…», «Снег
идет», «Столетье с лишним –
не вчера…». Роман «Доктор
Живаго»
М.А. Булгаков
Книга рассказов «Записки
юного врача». Пьесы «Дни
Турбиных», «Бег», «Кабала
святош» («Мольер»), «Зойкина
квартира»
А.П. Платонов
Рассказы и повести: «Река
Потудань», «Сокровенный
человек», «Мусорный ветер»
М.А. Шолохов
Роман «Поднятая целина»,
книга рассказов «Донские
рассказы»
В.В. Набоков
Романы «Машенька», «Защита
Лужина»

В.В. Набоков
Рассказы «Облако, озеро,
башня», «Весна в Фиальте»

А.И. Солженицын
Рассказ «Один день Ивана
Денисовича»

А.И. Солженицын
Рассказ «Матренин двор»
Книга «Архипелаг ГУЛаг»
В.Т. Шаламов
Рассказы: «На представку»,
«Серафим», «Красный крест»,
«Тифозный карантин»,
«Последний бой майора
Пугачева»

М.М. Зощенко
Рассказы: «Баня», «Жертва
революции», «Нервные люди»,
«Качество продукции»,
«Аристократка», «Прелести
культуры», «Тормоз
Вестингауза», «Диктофон»,
«Обезьяний язык»
И.Э. Бабель
Книга рассказов «Конармия»
А.А. Фадеев
Романы «Разгром», «Молодая
гвардия»
И. Ильф, Е. Петров
Романы «12 стульев», «Золотой
теленок»
Н.Р. Эрдман
Пьеса «Самоубийца»
А.Н. Островский
Роман «Как закалялась сталь»
А.И. Солженицын
Повесть «Раковый корпус»,
статья «Жить не по лжи»
В.Т. Шаламов
Рассказы: «Сгущенное
молоко», «Татарский мулла и
чистый воздух», «Васька
Денисов, похититель свиней»,
«Выходной день»
В.М. Шукшин
Рассказы «Верую», «Крепкий
мужик», «Сапожки»,
«Танцующий Шива»
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах
наших», «Вчера, о смерти
размышляя…», «Где-то в поле,
возле Магадана…»,
«Движение», «Ивановы»,
«Лицо коня», «Метаморфозы».
«Новый Быт», «Рыбная лавка»,
«Искусство», «Я не ищу
гармонии в природе…»
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «В тот день,
когда окончилась война…»,
«Вся суть в одномединственном завете…»,
«Дробится рваный цоколь
монумента...», «О сущем»,
«Памяти матери», «Я знаю,
никакой моей вины…»
И.А. Бродский

И.А. Бродский
Стихотворения: «Конец
прекрасной эпохи», «На смерть
Жукова», «На столетие Анны
Ахматовой», «Ни страны, ни
погоста…», «Рождественский
романс», «Я входил вместо
дикого зверя в клетку…»
В.М. Шукшин
Рассказы «Срезал»,
«Забуксовал», «Чудик»

Стихотворения: «1 января 1965
года», «В деревне Бог живет не
по углам…», «Воротишься на
родину. Ну что ж…»,
«Осенний крик ястреба»,
«Рождественская звезда», «То
не Муза воды набирает в
рот…» «Я обнял эти плечи и
взглянул…»
Нобелевская лекция
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице»,
«Видения на холме», «Звезда
полей», «Зимняя песня»,
«Привет, Россия, родина
моя!..», «Тихая моя родина!»,
«Русский огонек», «Стихи»
Проза второй половины ХХ
века
Ф.А. Абрамов
Роман «Братья и сестры»
Ч.Т. Айтматов
Повести «Пегий пес, бегущий
краем моря», «Белый пароход»,
«Прощай, Гюльсары»
В.П. Аксёнов
Повести «Апельсины из
Марокко», «Затоваренная
бочкотара»
В.П. Астафьев
Роман «Царь-рыба». Повести:
«Веселый солдат», «Пастух и
пастушка»
В.И. Белов
Повесть «Привычное дело»,
книга «Лад»
А.Г. Битов
Книга очерков «Уроки
Армении»
В.В. Быков
Повести: «Знак беды»,
«Обелиск», «Сотников»
Б.Л. Васильев
Повести: «А зори здесь тихие»,
«В списках не значился»,
«Завтра была война»
Г.Н. Владимов
Повесть «Верный Руслан»,
роман «Генерал и его армия»
В.Н. Войнович
«Жизнь и необычайные
приключения солдата Ивана
Чонкина», «Москва 2042»

В.С. Гроссман
Роман «Жизнь и судьба»
С.Д. Довлатов
Книги «Зона», «Чемодан»,
«Заповедник»
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных
вещей»
Ф.А. Искандер
«Детство Чика», «Сандро из
Чегема», «Кролики и удавы»
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько
плакал»
В.Л. Кондратьев
Повесть «Сашка»
Е.И. Носов
Повесть «Усвятские
шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава
Повесть «Будь здоров,
школяр!»
В.Н. Некрасов
Повесть «В окопах
Сталинграда»
В.Г. Распутин
Рассказы и повести: «Деньги
для Марии», «Живи и помни»,
«Прощание с Матерой».
А.Д. Синявский
Рассказ «Пхенц»
А. и Б. Стругацкие
Романы: «Трудно быть богом»,
«Улитка на склоне»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых»,
«Хлеб для собаки»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Драматургия второй
половины ХХ века:
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
А.В. Вампилов
Пьесы «Старший сын»,
«Утиная охота»
А.М. Володин
Пьеса «Назначение»
В.С. Розов
Пьеса «Гнездо глухаря»
М.М. Рощин

Пьеса «Валентин и Валентина»
Поэзия второй половины XX
века
Б.А. Ахмадулина
А.А. Вознесенский
В.С. Высоцкий
Е.А. Евтушенко
Ю.П. Кузнецов
А.С. Кушнер
Ю.Д. Левитанский
Л.Н. Мартынов
Вс.Н. Некрасов
Б.Ш. Окуджава
Д.С. Самойлов
Г.В. Сапгир
Б.А. Слуцкий
В.Н. Соколов
В.А. Солоухин
А.А. Тарковский
О.Г. Чухонцев
Современный литературный
процесс
Б.Акунин
«Азазель»
С. Алексиевич
Книги «У войны не женское
лицо», «Цинковые мальчики»
Д.Л. Быков
Стихотворения, рассказы,
Лекции о русской литературе
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
Б.П. Екимов
Повесть «Пиночет»
А.В. Иванов
Романы: «Сердце Пармы»,
«Золото бунта»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
В.О. Пелевин
Рассказ «Затворник и
Шестипалый», книга «Жизнь
насекомых»
М. Петросян
Роман «Дом, в котором…»
Л.С. Петрушевская
«Новые робинзоны», «Свой
круг», «Гигиена»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
В.А. Пьецух
«Шкаф»
Д.И. Рубина

Повести: «На солнечной
стороне улицы», «Я и ты под
персиковыми облаками»
О.А. Славникова
Рассказ «Сестры Черепановы»,
Роман «2017»
Т.Н. Толстая
Рассказы: «Поэт и муза»,
«Серафим», «На золотом
крыльце сидели», роман
«Кысь»
Л.Е. Улицкая
Рассказы, повесть «Сонечка»
Е.С. Чижова
Роман «Крошки Цахес»
Мировая литература
Г. Аполлинер
Стихотворения
О. Бальзак
Романы «Гобсек»,
«Шагреневая кожа»
Г. Белль
Роман «Глазами клоуна»
Ш. Бодлер
Стихотворения
Р. Брэдбери
Роман «451 градус по
Фаренгейту»
П. Верлен
Стихотворения
Э. Верхарн
Стихотворения
У. Голдинг
Роман «Повелитель мух»
Ч. Диккенс
«Лавка древностей»,
«Рождественская история»
Г. Ибсен
Пьеса «Нора»
А. Камю
Повесть «Посторонний»
Ф. Кафка
Рассказ «Превращение»
Х. Ли
Роман «Убить пересмешника»
Г.Г. Маркес
Роман «Сто лет одиночества»
М. Метерлинк
Пьеса «Слепые»
Г. де Мопассан
«Милый друг»
У.С. Моэм
Роман «Театр»

Д. Оруэлл
Роман «1984»
Э.М. Ремарк
Романы «На западном фронте
без перемен», «Три товарища»
А. Рембо
Стихотворения
P.M. Рильке
Стихотворения
Д. Селлинджер
Роман «Над пропастью во
ржи»
У. Старк
Повести: «Чудаки и зануды»,
«Пусть танцуют белые
медведи»
Ф. Стендаль
Роман «Пармская обитель»
Г. Уэллс
Роман «Машина времени»
Г. Флобер
Роман «Мадам Бовари»
О. Хаксли
Роман «О дивный новый мир»,
Э. Хемингуэй
Повесть «Старик и море»,
роман «Прощай, оружие»
А. Франк
Книга «Дневник Анны Франк»
Б. Шоу
Пьеса «Пигмалион»
У. Эко
Роман «Имя Розы»
Т.С. Элиот
Стихотворения
Родная (региональная)
литература
Данный раздел списка
определяется школой в
соответствии с ее
региональной
принадлежностью
Литература народов России
Г. Айги, Р. Гамзатов,
М. Джалиль, М. Карим, Д.
Кугультинов, К. Кулиев,
Ю. Рытхэу, Г. Тукай,
К. Хетагуров, Ю. Шесталов
(предлагаемый список
произведений является
примерным и может
варьироваться в разных
субъектах Российской

Федерации)
Пример возможного планирования модульного преподавания литературы на уровне среднего
общего образования
Данный вариант организации учебного материала для построения модулей предполагает, что
содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, традиционно
сложившиеся в практике российского литературного образования, а также обусловленные историей
России, ее культурой и традициями. В том числе данные тематические блоки определяются исходя из
современного состояния отечественной и мировой культуры, нацелены на формирование восприятия
литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных
произведениях отечественной и зарубежной литературы в их взаимосвязях, в контексте их восприятия,
общественной и культурно-исторической значимости.
1. Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и
другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая
любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения;
мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность;
поколения, традиции, культура повседневности).
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека;
человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы
большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь
и идеология).
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения
природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы
и вызовы).
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в
истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в
условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
2. Историко- и теоретико-литературные блоки
Литература реализма (природное и социальное в человеке; объективная истина и
субъективная правда; проблема идеала, социального обустройства и нравственного
самосовершенствования человека в литературе реализма).
Литература модернизма – классическая и неклассическая, «высокого модернизма» и
авангардизма, отечественная и зарубежная (проблема традиции и новизны в искусстве; Серебряный
век русской культуры: символизм, акмеизм, футуризм, неореализм, их представители).
Литература советского времени (литература советская, русского зарубежья, неподцензурная –
представители; проблема свободы творчества и миссии писателя; литература отечественная, в том
числе родная (региональная), и зарубежная, переводы).
Современный литературный процесс (литература жанровая и нежанровая; современные
литературные институции – писательские объединения, литературные премии, литературные издания
и ресурсы; литературные события и заметные авторы последних лет).
Литература и другие виды искусства (судьба художника в литературе и тема творчества в
литературе, литература и театр, кино, живопись, музыка и др.; интерпретация литературного
произведения).

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
10 класс (82 часа)
Раздел
Из истории
литературы
первой
половины
XIX века

Из
литературы
второй
половины
XIX века

Тема урока

«Прекрасное начало» (из истории русской литературы первой
половины XIX в.).
А.С. Пушкин. Основные этапы творческой биографии.
Лирика А.С. Пушкина.
«Жребий русского поэта».
«Поединок двух всадников» (поэма А.С. Пушкина «Медный
всадник»).
Особенности поэтического мира М.Ю. Лермонтова.
Любовная лирика М.Ю. Лермонтова.
«Падший ангел» (поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»). Романтический
колорит поэмы, её образно-эмоциональная насыщенность.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова
«Демон».
Художественный мир Н.В. Гоголя.
«Страшный мир» в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»
Повесть «Нос». Тема одиночества и затерянности «маленького
человека» в большом городе. Соединение трагического и
комического в судьбе гоголевских героев.

Литература и журналистика 50-80-х годов XIX века.
Демократические тенденции в развитии русской культуры второй
половины XIX века.
Жизнь и судьба А.Н. Островского. Театр Островского.
Драма «Гроза». История создания.
Изображение «затерянного» мира города в драме А.Н. Островского
«Гроза»
Трагедия совести и её разрешение в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Образ Катерины. Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса
народной жизни.
«Гроза» в русской критике.
Подготовка к сочинению по творчеству А.Н. Островского
Сочинение по творчеству А.Н. Островского
И.А. Гончаров. Жизненный и творческий путь писателя.
Своеобразие художественного таланта.
И.А. Гончаров «Обломов». Обломов и Захар. Образ Захара и его
роль в характеристике «обломовщины».
Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова».
Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.
Обломов и Ольга Ильинская.
Обломов и Штольц.
Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

И.С. Тургенев. Этапы биографии и творческого пути. Народ: от
поэзии к правде. «Записки охотника». Яркость и многообразие
народных типов.
Отражение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» проблематики
эпохи.
Нигилизм Базарова, его социальные, нравственные и философские
итоги.
Конфликт «отцов и детей» как главный «нерв» тургеневского
повествования.
Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Базаров и его мнимые соратники. Русская критика о романе И.С.
Тургенева «Отцы и дети».
Стихотворение в прозе – гимн вечной жизни.
Подготовка к сочинению по творчеству И.С. Тургенева.
Сочинение по творчеству И.С. Тургенева.
Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» (обзор). «Новые люди и
теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие
авторской концепции переустройства России.
Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г.
Чернышевского.
Н.А. Некрасов Судьба поэта и его художественный мир.
«Кнутом иссечённая Муза» (тема скорби и страданий в лирике Н.А.
Некрасова).
Тема поэта и гражданина в лирике Н.А. Некрасова.
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поиски правды
и счастья в поэме.
Тема женской судьбы в поэме Н.А. Некрасова. Образ Матрёны
Тимофеевны.
Представители помещичьей Руси в поэме Н.А. Некрасова.
Образ народного заступника Гриши Добросклонова.
Подготовка к сочинению по творчеству Н.А. Некрасова.
Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.
Ф.И. Тютчев. Природа, человек и Вселенная как главные объекты
тютчевской лирики.
Драматизм звучания любовной лирики Ф.И. Тютчева.
Эмоциональная глубина и образно – стилистическое богатство
лирики А.А. Фета.
Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.
Фета.
«Хождение» очарованной души. Повесть Н.С. Лескова
«Очарованный странник».
Стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Проверочная работа по прозе Н.С. Лескова.
Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста»
М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Сатира на «хозяев жизни» в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
«Жил дрожал и умирал – дрожал».
Проверочная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.
Толстого. Романтический колорит интимной лирики.
Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.
История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа
«Война и мир».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер».
Петербург. Июль 1805г.
Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Изображение войны 1805-1807 гг. Смотр войск под Браунау.
Путь духовных исканий Андрея Болконского.
Путь духовных исканий Пьера Безухова.
Изображение войны 1812 г. Философия войны в романе.
«Мысль семейная» в романе. Эпилог.
Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого.
Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
Мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание».
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.
«Двойники» Раскольникова: теория в действии. "Вечная Сонечка"
как нравственный идеал автора.
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание»
Трагикомедия футлярной жизни в изображении А.П. Чехова.
«Человек в футляре», «Крыжовник». Тема гибели человеческой
души и нравственного оскудения (по рассказу "Ионыч")
«Здравствуй, новая жизнь!» (образ сада и философская проблематика
пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)
«Вишнёвый сад». Система образов.
Сочинение по творчеству А.П.Чехова
Практическая работа по теме «Русская литература второй половины
XIX века»
Итоговый урок. Рекомендации на лето.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

1
1
1
1
1
1

11 класс (82 часа)
Раздел
Судьба
реализма

Серебряный
век русской
поэзии

Октябрьская
революция и
литературный
процесс 20-х
годов

Литературный
процесс 30-40х годов

Тема урока
Начало XX века: ожидания, тревоги и надежды мастеров
культуры.
А.П.Чехов: преодоление романтических иллюзий и «футлярности»
человеческой жизни.
Важнейшие эпизоды детства и юности И.А. Бунина.
Приобщение к стихии русской культуры в рассказе И.А. Бунина
«Антоновские яблоки».
Сочинение в жанре эссе по творчеству И.А. Бунина и А.П. Чехова.
Пьеса М. Горького «На дне» - вечный диалог-спор о нравственном
восхождении человека.
«Гранатовый браслет» А.И. Куприна - печальная красота
неразделённой неравной любви.
Сочинение-эссе по творчеству А.И. Куприна и М. Горького.
Основные черты символизма как философско-художественного
течения: его открытия и кризис 1910-х годов.
А.А. Блок. Смысл «трилогии вочеловечивания». «Стихи о
Прекрасной Даме», «Незнакомка» и другие произведения.
Поэма А.А. Блока «Двенадцать» - книга бесстрашной искренности
перед лицом бури.
Акмеизм и его манифесты. Поэзия Н.С. Гумилёва.
Футуризм: И. Северянин, В. Хлебников. Кубофутуризм и
новокрестьянская поэзия.
Место А.А. Ахматовой в русской поэзии 20 века. «Лирический
роман» в книгах «Вечер», «Чётки», «Белая стая».
Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой.
Семинарское занятие «Короли смеха» из журнала «Сатирикон».

Кол-во
часов
1
2
2
1
2
3
3
2

1
1
1
1
1
1
1
1

Новые голоса: Д. Фурманов, А. Фадеев, А. Бабель.
Развитие жанра антиутопии: «Мы» Е.Замятина и «Чевенгур» А.
Платонова.
Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах»: смысл четырёх
«долой!»
Сочинение в жанре эссе (по поэзии революции).

1

История создания романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Образ главного героя Григория Мелехова.
Тема женской судьбы в романе.
Своеобразие жизненного опыта М.А. Булгакова.
Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия» и пьеса «Дни Турбиных»:
тема дома и революции.
«Мастер и Маргарита» - роман-лабиринт.
Искусство активного понимания поэзии Б. Пастернака.
«Существованья ткань сквозная» в книге Б. Пастернака «Сестра
моя – жизнь».
Тема революции и интеллигенции в романе Б. Пастернака «Доктор

2
2
2
2

1
1
2

2
2
2
2
2

Живаго».
Дети – центр вселенной Платонова.
Повесть «Сокровенный человек» и рассказ «Усомнившийся
Макар».
«Котлован» - реквием по утопии.
Сочинение по творчеству писателей 30-40 годов.
Литература
периода
Великой
Отечественной
войны

Литературный
процесс 50-80х годов

Исповедальная
проза конца 20
века

Сюжеты и проблематика литературы периода Великой
Отечественной войны.
Публицистика времён войны: И. Эренбург, А. Толстой, Л. Леонов,
О. Берггольц.
Основные мотивы лирики военных лет. Лебедев-Кумач, Смирнов,
Симонов, Фатьянов, Джалиль, Исаковский.
Мир в свете подвига: проза о войне 1941-1945 годов. Фадеев,
Некрасов, Шолохов.
Урок-концерт «Поэты о Великой Отечественной войне».
Страницы творческой биографии А.Т. Твардовского.
Поэма-исповедь «По праву памяти» и поздняя лирика А.Т.
Твардовского.
Сороковые и пятидесятые годы 20 века – осмысление великой
победы: Межиров, Орлов, Друнина, Некрасов, Леонов.
«Оттепель» и появление «громких» и «тихих» лириков:
Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, Ахмадулина и
Рубцов, Передреев, Соколов, Кузнецов.
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-х годов:
Бондарева, Воробьёва, Быкова, Бакланова.
«Деревенская проза» Овечкина, Троепольского, Залыгина,
Можаева, Солоухина, Казакова, Абрамова, Белова.
Театр Вампилова: мучительные поиски спасительных
нравственных ориентиров.
«Городская проза» Лихоносова, Крупина, Трифонова,
Домбровского, Маканина, Битова.
Историческая романистика 60-80-х годов: Пикуль, Ганичев,
Соболев, Чивилихин, Ефремов, Стругацкие.
Исторический роман как древо памяти: Солженицын, Шаламов,
Гинзбург, Домбровский, Рыбаков, Довлатов.
Авторская песня 60-80-х годов: Галич, Визбор, Окуджава,
Высоцкий, Тальков, Башлачёв, Цой, Гребенщиков, Митяев.
Особый путь в большую литературу В. Шукшина.
Шукшинские «чудики» - путь к правде народного характера.
Поиск спасительных вечных причалов – главный смысл духовного
пути Н. Рубцова.
Семинарское занятие по проблематике литературного процесса 5080-х годов 20 столетия
Биография В.П. Астафьева. «Царь-рыба» В.П. Астафьева –
горизонты «натурфилософской» прозы
Правда произведений В.П. Астафьева: «Последний поклон»,
«Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты».

1
1
1
2

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Творческий путь В. Распутина. Нравственные уроки повести
Распутина «Последний срок»
Повесть В. Распутина «Живи и помни» - лабиринт
психологических сцеплений.
Прощание с «деревенской прозой» в повестях В. Распутина
«Прощание с Матёрой» и «Пожар».
Правда А.И. Солженицына и его «Архипелаг ГУЛаг». Повесть
А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
Урок-практикум
Новейшая
русская проза
и поэзия:
общая
характеристика Реалистическая проза Б. Екимова, Ю. Бондарева, В. Богомолова и
проблематики эволюция постмодернизма В. Ерофеева, Ф. Искандера и других.
Поэзия и судьба И.Бродского.
Мировая литература конца 20 - начала 21 века (обзор).

1
1
1
1
1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».