ФГОС СОО Право (углубленный)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО» (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ)
10-11 КЛАСС
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
КУРСА
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного

права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметныерезультаты освоения основной образовательной программы
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
– выделять содержание различных теорий происхождения государства;
– сравнивать различные формы государства;
– приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место
в общей структуре;
– соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
– применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для
эффективной реализации своих прав и законных интересов;
– оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента
культуры общества;
– сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем
(семей);
– проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами,
выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
– характеризовать особенности системы российского права;
– различать формы реализации права;
– выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
– различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;

– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
– целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное
устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и
систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации
и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции
Российской Федерации;
– сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
– оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в
механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в
их единстве и системном взаимодействии;
– характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его
основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
– дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы
Российской Федерации;
– характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру
Правительства Российской Федерации;
– характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов
Российской Федерации;
– характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;
– выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ
конституционного строя Российской Федерации;
– определять место международного права в отраслевой системе права;
характеризовать субъектов международного права;
– различать способы мирного разрешения споров;
– оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
– сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля
в области международной защиты прав человека;
– дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
– различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных
ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
– выделять структурные элементы системы российского законодательства;
– анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и
правоотношения в сфере гражданского права;
– проводить
сравнительный
анализ
организационно-правовых
форм
предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– различать формы наследования;
– различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
– выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты
прав на результаты интеллектуальной деятельности;
– анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия
регистрации и расторжения брака;
– различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
– выделять права и обязанности членов семьи;
– характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права,
определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
– проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;

– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
– дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за
них;
– проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной
и административной ответственности несовершеннолетних;
– целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
– в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской
Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
– соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их
совершение;
– применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего
права на жилище;
– дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
– проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного,
уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые
нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
– давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
– выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
– дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной
власти;
– сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования
права;
– оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
– понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому
нигилизму;
– классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам
принятия, по порядку принятия и изменения;
– толковать государственно-правовые явления и процессы;
– проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и
правовых систем других государств;
– различать принципы и виды правотворчества;
– описывать этапы становления парламентаризма в России;
– сравнивать различные виды избирательных систем;
– анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в
современных международных отношениях;
– анализировать институт международно-правового признания;
– выявлять особенности международно-правовой ответственности;
– выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения
государств в рамках международного гуманитарного права;
– оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите
прав человека в условиях военного времени;
– формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать
виды страхования;
– различать опеку и попечительство;

– находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров,
возникающих в процессе трудовой деятельности;
– определять применимость норм финансового права в конкретной правовой
ситуации;
– характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой
отчетности;
– определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.

2. Содержание учебного предмета
10 класс.
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Из истории государства и права
Происхождение государства и права. Основные теории происхождения государства и
права:теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая,
психологическая, расовая,материалистическая.
Право Древнего мира. Законы царя Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи). Классический
характерправа Древней Греции и Древнего Рима. Принцип «меры», «середины» в
правовых воззренияхгреческих мыслителей. Правовые взгляды Сократа. Источники
римского права. Римское частное право.
Право Европы в Средние века и Новое время. Варварские правды: Салическая,
Бургундская,Алеманнская и др. «Кулачное право». Жестокость средневековых законов.
Средневековое право ирелигия. Божий суд. Суды инквизиции. Закрепление прав и свобод
части населения. Великая хартиявольностей. Хабеас корпус акт.
Становление права Нового времени в США. Европейская либеральная политическая
философия.Адекватность буржуазного права идеям правового государства, разделения
властей. Прогрессивныеюридические аксиомы. Реальность открытого, гласного суда.
Развитие идей прав и свобод человека.Нидерланды, Великобритания, Франция - пионеры
в области буржуазных правовых отношений вЕвропе. Закрепление принципов
конституционализма, демократии, свободы, справедливости,федерализма в Конституции
США.
Развитие права в России в IX – начале XIX в. Влияние на правовую мысль Древней
Русиелигиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой
мысли. Зависимостьправовой мысли от особенностей религии, культуры, обычаев.
Русская Правда. Первенство религииблагодати по отношению к религии закона. Идеи
преемственности великодержавия Москвы отВизантии, законности правящей династии,
абсолютного самодержавия. Судебники 1497 г. и 1550 г.Соборное уложение 1649 г., его
структура. Государственно-правовые реформы Петра I. «Просветители»и «охранители» в
конце XVIII в. «Наказ» Екатерины II.
Российское право в XIX – начале XX в. Правовые идеи декабристов. Совершенствование
правовойсистемы в царствование Александра I. Деятельность М. М. Сперанского.
Славянофильство изападничество в правовой мысли в годы правления Николая I.
Совершенствование системы местногосамоуправления. Издание Полного собрания
законов и Свода законов Российской империи. Уложение онаказанияхуголовных и
исправительных. Отмена крепостного права. Реформы местногосамоуправления и
судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905
г.Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы конституционные законыРоссии.
Советское право в 1917-1953 гг. Замена права «революционным правосознанием».
Революционный террор 1918 – начала 1920-х гг. Монопольное положение
коммунистической партии вполитической системе страны. Отсутствие свободы совести.
Репрессии 30х гг. – конвейер беззакония.«Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Отказ
от помощи пленным. Депортация народов. Дело«врачей-вредителей».
Советское право в 1954-1991 гг. Критика культа личности. «Оттепель».
Консервацияадминистративно-командной системы управления. Расцвет подпольного
рынка. Рост правонарушений.Начало правозащитного, диссидентского движения.
Самиздат. Хельсинкские группы. ПринятиеКонституции СССР 1977 г. Кризис общества
«развитого социализма». Социальное равнодушие ибезответственность.
Современное российское право. Распад СССР. Попытки превратить Россию в
модернизированноегосударство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения

сберегательных вкладов, аферыфинансовых пирамид. Полукриминальная «приватизация».
Принятие Конституции РоссийскойФедерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного
кодекса РФ, Семейного кодекса РФ.
Вопросы теории государства и права
Государство, его признаки и формы. «Общественный», «классовый» и «политикоправовой»подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции
государства. Форма правления,форма государственного устройства, политический режим.
Признаки демократического, тоталитарногои авторитарного режимов.
Понятие права. Система права. Источники права. Система права. Законодательство.
Отраслии институты права. Значение понятия «право». Право - универсальный регулятор
общественныхотношений. Признаки и функции права. Система права. Вертикальное
строение права. Норма. Видынорм права. Источники права. Правовой обычай,
нормативный акт, судебный прецедент,международный договор. Взаимосвязь
государства, права и общества.
Понятие
и
признаки
правового
государства.
Гарантированность
прав
человека.Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей.Право и
другие сферы общества. Право и мораль. Право и религия. Право и политика. Право
иэкономика. Право и культура.
О российской философии права. Идея естественного права в отечественной философии
права.Идеальная основа права. Нравственная основа сферы права. Позитивизм. Понятие
естественного права.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Конституция Российской Федерации
Понятие
конституции,
ее
виды.
Конституционализм.
Конституционное
(государственное)право в России, его принципы и источники. Конституционная система.
Понятие конституционализма.Конституции в России.
История
принятия
и
общая
характеристика
Конституции
Российской
Федерации.Конституционный и политический кризис начала 1990-х гг. Принятие
Конституции РФ. Достоинства инедостатки Основного Закона России.
Основы конституционного строя. Содержание преамбулы Конституции РФ.
РоссийскаяФедерация - демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формойправления. Социальное государство. Светское государство.
Человек, его права и свободы – высшаяценность. Многонациональный народ России носитель суверенитета и источник власти. Субъектыосуществления государственной
власти. Прямое действие Конституции РФ.Гражданство в Российской Федерации.
Гражданственность. Понятие гражданства. Гражданин.Источники законодательства о
гражданстве. Принципы гражданства в РФ. Основание приобретениягражданства.
Федеративное
устройство
России.
Формы
государственного
устройства.
Унитарноегосударство. Федерация. Конфедерация. История государственного устройства
в России. Россия – федеративное государство. Основы федеративного устройства по
Конституции РФ. Виды субъектов РФ.Равенство субъектов Федерации. Целостность и
неприкосновенность территории РоссийскойФедерации. Федеральное законодательство и
законы субъектов РФ. Разграничение предметов ведения иполномочий РФ и ее субъектов.
Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ,
прав исвобод человека и гражданина. Компетенции и полномочия Президента РФ.
Порядок избранияПрезидента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий
Президента или отрешения его отдолжности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламент. Парламенты в
европейскойполитической традиции и в России. Россия - государство с республиканской
формой правления. Федеральное Собрание – Совет Федерации и Государственная Дума,

их состав и способыформирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Функции и
предметы ведения Совета Федерации иГосударственной Думы.Правительство Российской
Федерации. Его состав и порядок формирования. Аппарат
ПравительствоРФ. Функции Председателя Правительства РФ. Направление деятельности
и полномочияПравительства РФ. Структура органов исполнительной власти в РФ.
Законотворческая и правотворческая деятельность Правительства РФ. Досрочное
прекращение полномочий ПравительстваРФ.
Судебная власть в Российской Федерации. Судебная система: федеральные суды и
судысубъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура
РФ как единаяцентрализованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор
РФ.Местное
самоуправление.
Решение
вопросов
местного
значения.
Муниципальнаясобственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах
его полномочий. Структура иформирование местного самоуправления.
Права человека.
Права и свободы человека и гражданина. Правовой и конституционный статус человека.
Конституции РФ. Конституционные свободы и права человека. Обязанностиграждан
России. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека.
Положенияфилософии прав человека.Международные договоры о правах человека.
Содержание Международного билля о правахчеловека. Виды международных документов
о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав исвобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и
пыток.Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на
свободупередвижения. Право на свободу мысли, совести и религии. Политические права.
Право на свободуубеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право
принимать участие в управлениисвоей страной непосредственно или через посредство
избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право
насоциальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и
культурной областях.Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право
на образование. Право участвоватьв культурной и научной жизни общества.
Право на благоприятную окружающую среду. Экология. Ухудшение экологической
ситуации вмире и в нашей стране. Экологическое право. Экологические права человека.
Экологическиепреступления. Природоохранительное законодательство.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.Нарушения прав
человека. Геноцид, апартеид, расизм, дискриминация национальныхменьшинств.
Нарушения прав человека в социально-экономической области.
Защита прав человека в мирное время. Международный механизм в области прав
человека.Защита прав человека на национальном уровне.Международная защита прав
человека в условиях военного времени.
Международное гуманитарное право. Комбатанты. Военнопленные. Военные
преступления. Военные преступники.Международный военный трибунал.
Законодательный
процесс
в
Российской
Федерации.
Законотворчество,
законодательнаяинициатива.
Субъекты
права
законодательной
инициативы.
Законопроект, его виды. Законодательныйпроцесс, его стадии. Порядок принятия законов
РФ Государственной Думой, Советом Федерации.Подписание и обнародование законов
Президентом РФ. Официальное и неофициальное опубликованиезаконов.
Избирательное право и избирательный процесс. Избирательное право. Активное
избирательное право. Пассивное избирательное право.Принципы демократических
выборов. Избирательное законодательство.

Избирательные системы и избирательный процесс. Основные избирательные
системы:мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательный процесс. Этапы.
Избирательнаякампания. Избирательная комиссия.
11 класс.
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданскоправовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица.
Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность.
Организационно-правовые
формы
предпринимательской
деятельности.
Право
собственности.
Виды
правомочий
собственника.
Формы
собственности.
Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок.
Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и
акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских
прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Право на
результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право,
ноу-хау.
Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое
регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак.
Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение
родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания
детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство.
Приемная семья.
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой
договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время
отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности
правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная
ответственность.
Источники и субъекты административного права. Метод административного
регулирования. Признаки и виды административного правонарушения. Административная
ответственность и административные наказания. Принципы и источники уголовного
права. Действие уголовного закона. Признаки, виды и состав преступления.
Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура
банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Источники налогового права.
Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности
налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Жилищные правоотношения.
Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного процесса.
ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского
процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное
право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных
действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры
процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного
производства по делам об административных правонарушениях.
Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи.
Особенности профессиональной деятельности юриста.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
10 класс (66 часов)
Описание
Кол-во
Раздел
раздела
Тема урока
часов
Теория
государства и
Теории происхождения государства и
права
права
2
Признаки и функции государства
2
Формы государства
2
Гражданское общество
2
Правовое государство
2
Признаки права
2
Система права
2
Источники права
2
Структура правоотношений
2
Правоспособность и дееспособность
1
Юридические факты
2
Правовая культура и правовое поведение
личности
2
Юридическая ответственность
Правонарушения, виды.
2
Обобщение-повторение.
2
Конституционное
право
Понятие конституции, виды конституций 2
Основы конституционного строя
Российской Федерации
4
Гражданство Российской Федерации
2
Обязанности и права гражданина РФ
2
Система органов государственной власти
РФ
2
Президент РФ
2
Законодательная власть в РФ
2
Правительство РФ
2
Судебная власть в РФ
2
Законодательный процесс в РФ
2
Избирательное право в РФ
2
Местное самоуправление в РФ
2
Повторение-обобщение
1
Контрольная работа. Теория государства
и права.
1
Международное
Принципы и источники международного
право
права
2
Права человека
2
Нарушения прав человека
2
Международная защита прав человека
2
Международное гуманитарное право
2
Повторение-обобщение
1

11 класс (64 часа)
Право
Раздел
Гражданское
право

Финансовое право

Трудовое право

Семейное право

Административное
право

11
Описание
раздела

Право 11 Профиль
Тема урока
Гражданское право. Понятие и
источники гражданского права
Гражданская правоспособность и
дееспособность. Гражданские права
несовершеннолетних
Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности
Право собственности. Наследование.
Страхование
Обязательственное право. Защита
материальных и нематериальных
прав. Гражданско-правовая
ответственность
Жилищное право
Правовое регулирование банковской
деятельности. Права и обязанности
вкладчиков
Налоговые правонарушения.
Ответственность за уклонение от
уплаты налогов.
Трудовое право. Понятие и источники
трудового права
Трудовой договор. Рабочее время
труда и отдыха
Оплата труда. Охрана труда.
Дисциплинарная ответственность
Особенности правового
регулирования труда
несовершеннолетних
Трудовые споры. Ответственность по
трудовому праву
Семейное право. Понятие и
источники семейного права
Брак и условия его заключения.
Порядок регистрации и расторжения
брака
Права и обязанности супругов.
Брачный договор
Права и обязанности родителей и
детей
Усыновление. Опека и
попечительство. Приемная семья
Административное право. Понятие и
источники административного права
Признаки виды административного
правонарушения
Административная ответственность и

Кол-во
часов
2

2
2
2

2
2

2

2
2
2
2

2
2
2

2
2
2
2
2
2
2

Уголовное право

Основы
российского
судопроизводства

административные наказания
Уголовное право. Принципы и
источники уголовного права
Преступление
Уголовная ответственность. Виды
наказаний в уголовном праве
Обстоятельства смягчающие и
усугубляющие наказание
Уголовная ответственность
несовершеннолетних
Контрольная работа «Основные
отрасли российского права»
Конституционное судопроизводство
Особенности гражданского
судопроизводства. Арбитражное
судопроизводство
Особенности судебного производства
по делам об административных
правонарушениях
Особенности уголовного
судопроизводства
Суд присяжных заседателей
Юридические профессии: судьи,
адвокаты, прокуроры, нотариусы,
следователи

2
2
2
2
2
2

2

2

2
2
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».